Общая информация о системе отправки в трудовую миграцию
Общая информация о системе отправки в трудовую миграцию

1. Изменения в системе трудовой миграции Узбекистана
В Узбекистане с 1995 года для трудоустройства за рубежом требовалось получение разрешения на работу от государственных органов, а деятельность частных агентств по отправке трудовых мигрантов за границу не допускалась. Однако с 2018 года было разрешено участие частных агентств занятости, занимающиеся трудоустройством лиц, ищущих работу за пределами Республики Узбекистан, и с тех пор законодательство, регулирующее процедуры отправки трудовых мигрантов, неоднократно изменялось.
Общий обзор изменений в системе трудовой миграции представлен в таблице ниже.
Год | Нормативный акт | Содержание |
1993 | Постановление Кабмина №353 «О регулировании вопросов ввоза и вывоза рабочей силы» | ・Отправка мигрантов разрешалась юридическим лицам, получившим разрешение Минтруда. ・В случае заключения прямого трудового договора между гражданином и иностранной компанией требовалось получить разрешение Минтруда на работу за границей. |
1995 | Отменена отправка мигрантов юридическими лицами, для всех трудовых мигрантов стало обязательным получение разрешения Минтруда на работу за границей. | |
2001 | Поправки в Постановление №408 | ・Создано Агентство по вопросам внешней трудовой миграции. ・Агентство стало органом, уполномоченным выдавать разрешения и осуществлять отправку. |
2018 | ・Отменена система разрешений на работу за границей. ・Отправка мигрантов возможна через частные агентства занятости, обладающие соответствующей лицензии. | |
4 апреля 2024 | ・Создан Отдел по вопросам внешней трудовой миграции в исполнительной структуре Кабмина. ・Планируется разрешить частным агентствам занятости взимать плату за оказание услуг по трудоустройству с трудовых мигрантов. | |
17 октября 2024 | ・Создано Агентство миграции при Кабмине. ・Республиканская комиссия по вопросам внешней трудовой миграции переименована в Республиканскую комиссию по миграции. | |
・Частные агентства занятости получили право организовывать профессиональное обучение и языковую подготовку. ・До декабря 2024 года должен быть внесен проект закона, предусматривающий: 1. требования к материально-технической базе частных агентств занятости и квалификации их руководителей; 2. кодекс этики сотрудников частных агентств занятости; 3. критерии оценки деятельности частных агентств занятости, составление их рейтинга и др. | ||
22 апреля 2025 | Этим постановлением утверждены: ・Положение «Об Агентстве миграции при Кабмине» (Приложение 1). ・Положение «О порядке организованной отправки граждан на работу за границу» (Приложение 2) и др. |
2. Надзорные органы
Ранее Министерство занятости и сокращения бедности обладало полномочиями по регулированию миграционной сферы и надзору за деятельностью частных агентств занятости по отправке трудовых мигрантов. Однако в соответствии с Указом Президента от 17 октября 2024 года эти полномочия были переданы Агентству миграции, которое теперь находится в подчинении Кабинета Министров.
Следует отметить, что Агентство миграции также выполняет функции отправляющей организации. Тем не менее, согласно Указу Президента № ПП-367, начиная с 1 января 2026 года, оно поэтапно утратит эти функции.

3. Об отправляющих организациях
Отправка мигрантов осуществляется Агентством миграции и частными агентствами занятости. По состоянию на август 2025 года насчитывается 37 частных агентств занятости, занимающиеся трудоустройством лиц, ищущих работу за пределами Республики Узбекистан, из которых 6 отправляют трудовых мигрантов в Японию【Список отправляющих организаций】.
Согласно информации Агентства миграции, отправка по визам типа «Специальные навыки» и «Инженер/ Специалист по гуманитарным наукам/ Международные услуги», за исключением случаев заключения прямых договоров между работником и принимающей компанией, осуществляется лицензированными агентствами занятости. Что касается программы технической стажировки, то по её правилам участие отправляющей организации является обязательным.
4. Особенности законодательства об отправке трудовых мигрантов
① Создание частных агентств занятости
См. 【Процедура создания отправляющей организации и школы японского языка (краткий обзор)】
※ В настоящее время, за исключением передачи полномочий от Министерства труда и сокращения бедности к Агентству миграции, процедура не претерпела изменений.
② Высокий депозит
До 2020 года для получения лицензии частные агентства занятости должны были внести сумму, равную 50,000 долларов в Фонд поддержки и защиты прав трудовых мигрантов (ст. 13 Закона «О частных агентствах занятости»). Однако в Узбекистане участились случаи, когда недобросовестные агентства брали с соискателей высокие комиссии (около 2,000–3,000 долларов), но не находили для них работодателей, что приводило к многочисленным проблемам и стало настолько серьёзной социальной проблемой, что ею занимались СМИ и Сенат. В результате в 2020 году с целью защиты трудовых мигрантов регулирование было ужесточено: требовалось внести депозит в размере 8,500-кратной базовой расчётной величины (примерно 229,000 долларов).
Согласно Указу Президента от 17 октября 2024 года, с мая 2025 года сумма депозита снижена до 4,000-кратной базовой расчетной величины.
③ Либерализация взимания платы за услуги по трудоустройству с трудовых мигрантов
До 2020 года ограничений на размер платы за услуги по отправке трудовых мигрантов не существовало. Однако после вышеупомянутых событий регулирование было ужесточено, и с ноября 2020 года частным агентствам занятости было запрещено взимать с соискателей плату за услуги по трудоустройству за пределами Республики Узбекистан (статья 13 Закона «О частных агентствах занятости»). Им было разрешено взимать только сбор за информационные и консультационные услуги в размере 340,000 сумов (примерно 4,300 йен по состоянию на июнь 2024 года) (статья 14 того же закона).
По данным Агентства миграции, в настоящее время разрабатываются поправки в законодательство, которые предполагают либерализацию размера этой платы.
※ Кроме того, по информации, полученной от частных агентств занятости, многие из них фактически берут с соискателей от 1,000 до 2,000 долларов США под видом оплаты курсов японского языка или услуг по поддержке при подаче визовых документов.
④ Полномочия и основные задачи Агентства миграции
Агентство миграции, созданное Постановлением Кабинета Министров Узбекистана, осуществляет институциональную поддержку граждан, желающих работать за границей. В соответствии с Положением «Об Агентстве миграции при Кабинете Министров Республики Узбекистан» основными полномочиями и функциями определены следующие:
Надзор и поддержка при обеспечении возможностей трудоустройства за рубежом
Агентство контролирует, чтобы процесс отбора иностранных работодателей проводился надлежащим образом, обеспечивая законное трудоустройство граждан Узбекистана за границей. При необходимости сотрудники агентства участвуют в выездных консультациях и собеседованиях.
Контроль за программами первичной адаптации
Агентство следит за тем, чтобы до начала работы за рубежом гражданам предоставлялись программы адаптации, такие как ознакомительные курсы и инструктаж.
Ведение баз данных и реестров
Агентство участвует в создании единой базы данных граждан, работающих за границей, а также ведёт реестр иностранных работодателей.
Лицензирование и надзор за частными агентствами занятости
Агентство принимает и рассматривает заявки на лицензирование частных агентств занятости, занимающиеся деятельностью по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами Республики Узбекистан, осуществляет их контроль, а также имеет полномочия по приостановке и возобновлению лицензий.
Распределение вакансий
Агентство распределяет вакансии, предоставленные иностранными работодателями или рекрутинговыми организациями, среди частных агентств занятости, обладающими лицензией по соответствующей деятельности.
⑤ Права и обязанности частных агентств занятости
Права и обязанности частных агентств занятости закреплены в Законе «О частных агентствах занятости»
Получение информации и оказание услуг на основании договоров
В соответствии со статьёй 16 Закона «О частных агентствах занятости» частные агентства занятости имеют право получать от органов государственной власти и управления, соискателей и работодателей необходимую информацию. Также все услуги должны предоставляться на договорной основе. Заключённые договоры обязаны регистрироваться в информационной системе «labor-migration» в режиме реального времени.
Обязанности по обеспечению безопасности и законности
В соответствии с Положением «О порядке организованной отправки граждан Республики Узбекистан для осуществления трудовой деятельности за рубежом» на частные агентства возлагаются следующие обязанности:
Отказ от сотрудничества с недобросовестными работодателями
Запрещено направлять кандидатов к иностранным работодателям, которые не внесены в реестр или имеют историю нарушений законодательства.Организация обучения и выдача сертификатов
Частные агентства занятости обязаны обеспечить прохождение соискателями краткосрочных курсов по языку, традициям и законодательству страны трудоустройства, технике безопасности, вопросам противодействия экстремизму и терроризму, а также профилактике инфекционных заболеваний, включая ВИЧ. По завершении курсов кандидат должен сдать экзамены и получить соответствующий сертификат.Обязательное страхование
С использованием субсидий частное агентство занятости обязано обеспечить страхование жизни и здоровья трудовых мигрантов до их выезда за границу.Предоставление альтернативного места работы
Если иностранный работодатель не выполняет условия или отказывается от трудоустройства, частное агентство занятости обязано оперативно предоставить альтернативное место работы.Организация возвращения и возмещение расходов
В случае невозможности трудоустройства на согласованных условиях частное агентство занятости обязано обеспечить возвращение соискателя на родину. Если частное агентство занятости не выполняет это обязательство, Агентство миграции организует возвращение за счёт средств фонда с последующим взысканием расходов из залоговых средств частного агентства занятости.
Оставить комментарий
По теме