Японские деловые привычки. Секреты успешных отношений с японцами
Японские деловые привычки. Секреты успешных отношений с японцами
Точно так же, как и в Узбекистане существуют свои деловые обычаи, так и у японцев есть свои. Знание этих различий и предотвращение случайных ошибок может принести только пользу.
В данной статье будет рассказано о трёх японских деловых привычках, которые считаются очень и очень важными для работы в Японии.
Первая привычка: отношение ко времени
Представьте, что вы договорились встретиться с вашим японским партнёром завтра в 10:00 утра. Как вы думаете, сколько минут задержки не считается опозданием? 10 минут? Может быть, 5 минут? Ответ: если прошла даже 1 секунда после 10:00, это уже считается опозданием. У японских предпринимателей очень серьёзное отношение ко времени. Обычно они приходят не в назначенное время, а за 10 или хотя бы за 5 минут до встречи. В Японии, если человек понимает, что может опоздать на встречу, он обязательно заранее позвонит или сообщит об этом другим способом. При опоздании всегда нужно извиняться. Важно отметить, что оправдания не принимаются. Что такое оправдание? Например, если сказать: «На дорогах была пробка, поэтому я опоздал» или «Автобус или метро задержались», это считается оправданием по мнению японцев. С их точки зрения нужно планировать заранее, учитывая возможные дорожные ситуации, и выходить заранее. Поэтому при извинении лучше просто коротко попросить прощения и сказать, что в следующий раз будете осторожнее. Но важно знать, что опоздание сразу создаст о вас отрицательное впечатление. Чтобы его исправить, потребуется время и усилия. Поэтому в деловых отношениях с японцами необходимо уделять большое внимание времени.
Вторая привычка: следование HORENSO
На самом деле HORENSO (ほうれんそう) в переводе с японского означает «шпинат». Однако есть ещё одно значение слова HORENSO в японской деловой культуре. Это аббревиатура от слов HOUKOKU, RENRAKU, SOUDAN. Удивлены неожиданным появлением японских слов? Не волнуйтесь, сейчас всё объясним. Итак, HOUKOKU (報告) – отчёт, RENRAKU (連絡) – связь, SOUDAN (相談) – консультация. HORENSO означает следование этим принципам. В Японии командная работа очень развита, поэтому любая информация, событие или происшествие всегда обсуждается в команде, и решения принимаются коллективно. Разберём HORENSO на примерах.
HOUKOKU (報告) – отчёт: это краткое и чёткое сообщение о порученном вам задании начальнику. В японских офисах очень много работы, и у начальников часто не хватает времени, поэтому отчёты должны быть краткими, и начинать их следует с заключительной части (結論ファスト). Также важно чётко разделять факты и своё мнение. Так начальник или коллега, даже при нехватке времени, поймёт вас. Следование HORENSO поможет вам достичь успеха в японской рабочей среде.
RENRAKU (連絡) – связь. Это уведомление о каком-либо ежедневном событии или факте. Например, если член команды заболел, нужно уведомить об этом – это и есть RENRAKU.
SOUDAN (相談) – консультация. Это означает получение совета от начальника или членов команды по поводу проблемы или возникшей ситуации.
Представим, что вы ответственны за проект, и один из членов команды заболел, и вы заметили, что из-за этого проект может задержаться на три дня. Для вашей команды и компании крайне важно сдать проект вовремя, иначе это может нанести значительный ущерб компании. Чтобы избежать задержки, вы советуетесь с командой и решаете временно привлечь помощь из другого отдела. Однако, из-за недостатка квалификации у нового сотрудника, проект всё равно может задержаться на один день. Теперь разберём, что в этой ситуации может быть HOUKOKU, RENRAKU и SOUDAN. Сообщение о том, что член команды заболел – это RENRAKU. Уведомление начальника о возможной задержке проекта на один день – это HOUKOKU. Так как задержка даже на один день может принести большой ущерб компании, необходима консультация с начальником по поводу дальнейших действий – это SOUDAN.
Третья привычка: разделение работы и личной жизни
В Японии это часто называют HONNE (本音) и TATEMAE (建前). HONNE – это истинные, внутренние мысли и чувства человека, а TATEMAE – это те мысли и суждения, которые продиктованы обязанностями на работе. Поэтому японцы на работе чаще всего будут общаться с вами с позиции TATEMAE, то есть исходя из своих обязанностей. В Японии есть большая ценность - уважительно общаться с собеседником, чтобы не задеть его чувств. Поэтому японцы стараются всегда улыбаться и избегать прямого отказа. Например, если японец отвечает на ваше предложение словами «я подумаю», это, скорее всего, вежливый отказ.
В японском обществе работа и личная жизнь полностью разделены. На работе не принято обсуждать личную жизнь или задавать вопросы личностного характера. В Узбекистане же, напротив, вопросы про семью и иные личные темы довольно часто обсуждаются. Возникает вопрос: как же подружиться с японцами? Не переживайте, в следующей статье мы расскажем, как можно подружиться с японцами и о чём можно и нельзя говорить в беседе с малознакомыми людьми.
Итак, мы познакомились с тремя основными японскими деловыми привычками: «Уважение к времени», «HORENSO» и «HONNE и TATEMAE». А какие японские обычаи знаете вы? Поделитесь своими историями в комментариях.
Оставить комментарий
Farrux test
Время комментариев: 09:25, 12.05.2024
Foydali ma'lumot ekan.
По теме